WhatsApp +7 9025555112
Бесплатная юридическая помощь для семей членов СВО


 

Фото ДТП (рекомендации)

 

Корухов Ю.Г., Замиховский М.И.

Фотосъемка (видеозапись) места дорожно- транспортного происшествия (ДТП).

Фотосъемка места происшествия является одним из наиболее распространенных видов криминалистической фотографии. Осмотр места происшествия - это, как правило, первоначальное (неотложное) следственное действие, имеющее важное значение для первичного собирания криминалистически значимой информации и выбора правильного направления расследования. Чрезвычайно важно, чтобы при осмотре и фотофиксации места ДТП присутствовал специалист (эксперт) автотехник. Его участие способно оказать существенную помощь следователю в правильном запечатлении места ДТП и находящихся на нем предметов.

Назначение фото (видео) фиксации заключается в том, чтобы существенно дополнить протокол осмотра, зафиксировав максимально полно (а не избирательно, как в протоколе) криминалистически значимую информацию, обеспечить наглядное восприятие места ДТП, показав его в логической последовательности: от общего к частному и особенному.

Фото (видео) съемку места ДТП осуществляют обычно ранее всех иных методов фиксации (протокола, схемы места ДТП, получение слепков следов и т.п.). Фото (видео) съемку могут осуществлять, как следователь, так и специалист. Однако в любом случае на месте ДТП целесообразно тому и другому согласовывать выбранные точки съемок объекта, подлежащего фотофиксации, части этих объектов и т.п. При фото(видео)фиксации места ДТП используют, как правило, все четыре приема фотографирования: ориентирующую, обзорную, узловую и детальную фотосъемки. Начинать фотографирование следует, как уже отмечалось ранее, с обзорных снимков. В данном случае это определяется особенностью ДТП и невозможностью оставить место ДТП на длительный срок в неизменном состоянии. Ориентирующие снимки можно будет изготовить после обзорных, узловых, детальных и даже после рабочей стадии осмотра. Дальнее окружение места ДТП остается неизменным. При обзорной съемке места ДТП необходимо правильно определить границы места. Границы места ДТП должны включать в себя все следы и объекты, имеющие отношение к ДТП.

Наиболее типичными следами и объектами, подлежащими фотографированию, являются:

а) следы торможения, движения, заноса ТС;

б) следы повреждения на не подвижных предметах обстановки места ДТП, их положение, форма, размеры (желательно-окраска);

в) расположение пострадавших на месте ДТП, следы ТС около них, следы на одежде пострадавших, следы крови;

г) расположение ТС на месте ДТП, повреждения ТС;

д) следы охлаждающей жидкости, тормозной жидкости, бензина, масла, вытекавших из ТС;

е) мелкие детали автомобиля, отделившиеся от него и находящиеся на месте ДТП: колпаки колес, ободки фар и подфарников, осколки стекол, болты, гайки и т.п., отделившиеся частицы краски,грязи;

ж) следы опрокидывания ТС

з) упавший или рассыпанный груз.

С учетом наличия на месте указанных следов и объектов определяют общий участок местности, подлежащий ориентирующей и обзорной съемке и локальные участки места ДТП, требующие узлового и детального фотографирования. Для этого обычно фотографирование производят с нескольких точек. Для места ДТП — прежде всего точки на противоположных сторонах проезжей части (встречная съемка). Желательно фотографировать место ДТП и с точек вдоль проезжей части. Полученные с четырех точек снимки называют перекрестной съемкой. Не исключая и фотографирование с точек, дополняющих обзорные снимки, с несколько иных ракурсов так, чтобы было зафиксировано наглядное представление о взаимном положении большого числа объектов съемки. Главным правилом при обзорной съемке места ДТП является:

а) запечатление места ДТП в его границах и

б) чтобы отчетливо просматривались составляющие обстановки места ДТП.

Если поместить в один кадр место ДТП не удастся, делаются панорамные снимки. При съемке следят за тем, чтобы не было на снимках т.н. "слепых" зон, когда одни объекты закрывают другие. Избежать этого можно увеличением точек съемки, в т.ч. съемкой с некоторого возвышения (с кузова ТС, стрелы крана и т.п.). При фото(видео)фиксации места ДТП и находящихся на нем объектов лучше всего использовать цветные фото (видео) материалы. На цветных кадрах лучше передается взаиморасположение объектов (ТС), при наличии следов жидкости, крови (труп), четче видны размеры и форма следов, позволяющих судить о направлении движения объекта, оставившего эти следы.

При получении обзорных снимков важное значение имеет их композиционное построение. За центр кадра надо принять наиболее важный участок места ДТП. Это может быть ТС, труп, осыпь грязи, множественные осколки стекол и т.п. В кадр следует включать и не подвижные ориентиры, по которым можно узнать участок ДТП и его привязку к ориентирующим снимкам. Это могут быть дорожные знаки, мачты освещения, трафареты общественного транспорта, характерные особенности архитектуры здания и т.п. Ориентиры должны позволять соорентировать место ДТП в окружающем пространстве и, вместе с тем, определить положение каждого объекта, имеющегося на месте ДТП.

В тех случаях, когда место происшествия имеет сложную структуру, занимая обширную пересеченную территорию, располагается на разновысоких плоскостях (дорожное покрытие, насыпь, склон дороги и т.п.) изготавливают серию снимков (панорамных — горизонтальных, вертикальных, ступенчатых). При определении их количества, точек фиксации и последовательности съемки исходят из того, чтобы полученная серия создавала целостное объективное представление о месте ДТП и его обстановке. При большом нагромождении объектов на месте ДТП используют стереоскопическую фотографию. Это позволяет получить объемное изображение объектов, их взаиморасположение.

Узловая фотосъемка на месте ДТП осуществляется для последующей детализации объектов в более крупном масштабе, их общего вида и взаиморасположения. Узловых снимков на месте ДТП может быть достаточно много, в зависимости от информационной значимости фиксируемых объектов: следы торможения, ТС, осколки стекла, труп, лужи и подтеки жидкости, вытекшей из ТС и т.п. Являясь главными объектами осмотра места ДТП, узлы несут важную криминалистически значимую информацию. Чтобы эта информация была достаточно наглядной и полной, снимать узел необходимо во весь кадр, т.е. с минимального по возможности расстояния. При этом учитывают, что важным является не только внешний вид узлового объекта, но и его взаиморасположение с другими объектами фотосъемки. Основой композиционного построения узлового снимка является его значение в установлении обстоятельств, имеющих доказательственное информационное значение. Например, фиксация не просто следов торможения на асфальтовом покрытии, а следов прерывистого торможения и следов юза, так чтобы, ориентируясь на положенный рядом масштаб (рулетку), можно было судить о протяженности каждого участка. В любом случае, при узловой съемке композиция кадра определяется размерами и формой съемки. Наряду с этим, границы кадра должны быть выбраны с таким расчетом, чтобы каждый объект, запечатленный на узловом фотоснимке, был четко ориентирован по отношению к обзорному снимку. Для этого в кадр целесообразно включить предметы, могущие послужить ориентиром для локализации узлового изображения на пространстве места ДТП. Иногда в качестве узла может быть запечатлена группа объектов: столкнувшиеся ТС, сочетание следов: осыпи грязи, осколков стекол, вмятин и царапин на асфальтовом покрытии от отделившихся частей ТС.

Рассмотрим подробнее фотографирование отдельных узлов, различающихся по характеру объектов съемки.

Следы ТС на дорожном покрытии. Это могут быть следы качения колес, следы торможения, следы заноса, комбинации указанных следов. Сначала снимают общий вид таких следов, фотографируя "со стороны" - т.е. узловой снимок позволяет запечатлеть общий вид прямолинейного или криволинейного движения ТС. Затем фотографируют следы по правилам масштабной съемки с применением панорамы.

Следы качения колес ТС должны быть сфотографированы так, чтобы по ним можно было установить направление движения, место столкновения. Следы качения: на мягком грунте, снегу, песке и т.п. — это будут объемные следы, фотографируемые с линейным масштабом, так, чтобы можно было судить о рисунке протектора, величине грунтозацепов, характерных признаках (повреждениях) протектора. При достаточной глубине следа для его подсветки используют белый экран. Иногда лист белой бумаги, отражающий и направляющий свет в углубленные части следа. На асфальтовом покрытии фотографируют плоскостные следы колес, обычно это следы наслоения: при выезде с обочины грунтовой дороги, при переезде влажного участка (лужи, пролитого масла) и т.п. Фотосъемка следов качения осуществляется таким образом, чтобы она позволяла судить о ширине колеи, ширине следа беговой части протектора, рисунке протектора. Масштабная линейка может располагаться, как вдоль следа качения, так и поперек.

Масштабом при масштабной съемке может служить лента рулетки. Съемку можно проводить "с рук", стоя над следом и держа фотоаппарат так, чтобы задняя стенка фотоаппарата была параллельна поверхности, на которой находятся следы. Особое внимание обращают на фотосъемку участка следа(качения), где имеются характерные признаки: трещины беговой части протектора, выкрашенность грунтозацепа и т.п. Если след объемный: углубленный вдавленный след качения, или след наложения — куски глины (грунта), заполнявшие расстояние между грунтозацепами и оставшиеся на асфальте дорожного покрытия, то масштабную линейку укладывают на уровне фотографируемой фронтальной поверхности. При необходимости запечатлеть ширину колеи колес ТС ленту рулетки располагают поперек колеи. Так же кладут масштабную линейку, если хотят запечатлеть ширину беговой части протектора.

Следы торможения фотографируют так, чтобы отчетливо были видны границы следа (начала и окончания). При чередовании следов прерывистого торможения, следов торможения по нарастающей, следов юза, помимо общей картины следов, снимают более крупно каждый из участков различающихся следов. Для этой цели применяют панорамную фотосъемку (линейную горизонтальную). В следах колес на мягком фунте стараются зафиксировать: вдавленный след от камня, лежавшую поперек следа ветку (щепку), через которую проехало колесо, веер пыли для определения направления движения ТС.

Следы заноса незаторможенного ТС представляют собой криволинейные следы скольжения. Фотофиксация таких следов должна осуществляться так, чтобы на фотоснимке были видны трассы, расположенные под углом к следу скольжения, оставленные выступами рисунка протектора Следы скольжения частей ТС. К ним относятся и должны быть сфотографированы: царапины, выбоины, притертости на покрытии дороги, оставленные поврежденными частями и узлами ТС (подвеской, коробкой передач, сорванным с крепления краем бампера и т.п.); трасы, оставленные ободом колеса при повреждении шины или подвески колеса. Царапины, притертости лакокрасочного покрытия, оставшиеся при перемещении ТС после опрокидывания. Все эти следы фотографируются сначала обзорно, чтобы можно было судить об их локализации на месте ДТП и об их взаиморасположении. Фотографирование осуществляют по правилам масштабной съемки. Глубокие выбоины желательно подсветить выносным осветителем или белым экраном.

Следы на дорожном покрытии в виде осыпи грязи, луж и потеков жидкости с ТС, осколки лобового стекла, иных стекол и осветительных приборов (фарных рассеивателей и др.). При фото-съемке подобных следов необходимо зафиксировать в кадре границы следа (комплекса следов). При фотосъемке следов осыпи грязи желательно зафиксировать общую картину следов и более крупно осыпь из-под крыльев каждого колеса ТС. При фотосъемке разлетевшихся осколков — зафиксировать границы разлета и размеры площади разлета. Для этого необходимо сделать два снимка сверху, располагая ленту рулетки по обеим осям эллипса. Фотофиксацию луж и потеков жидкости осуществляют так, чтобы была зафиксирована полная картина таких следов, зафиксированы края луж, направление потеков. Особое внимание обращают на фиксацию формы капель жидкости, упавших с движущегося ТС. Эти следы имеют форму восклицательных знаков, обращенных острым концом в направлении движения ТС. Помимо узлового снимка таких следов, делают максимально крупно снимки отдельных следов (масштабный снимок).

Следы, оставленные отброшенными предметами фотографируют так, чтобы можно было судить о направлении перемещения отброшенного предмета. Если в следах отобразились перемещения нескольких предметов, то фиксируют место пересечения этих следов, полагая его местом удара. С учетом характера дорожного покрытия и вида отброшенного объекта (деталь ТС, часть груза) фотографируют: следы волочения, протертости, оставляемые на мягком грунте, снегу, песке (от объектов, не имеющих острых кромок). На асфальте такие следы могут быть заметны за счет отслоения грязи, пыли и иметь вид скольжения. При отбросе велосипеда образуются множественные царапины асфальта. Большие по протяженности следы фотографируют по методу линейной панорамы. Наиболее характерные участки следа фотографируют в более крупном масштабе (во весь фотокадр) по правилам масштабной съемки.

Следы, оставленные пострадавшим при наезде. Это могут быть следы скольжения от подошв обуви (на асфальте они видны хуже, на снегу и мягких грунтах лучше). На узловом снимке такого следа он должен быть виден вместе с ориентиром; на детальном - более крупно - сам след.

Следы волочения тела: на асфальте — это следы крови и следы отслоения пыли, грязи. Фотографируется весь след целиком (при необходимости - панорамная съемка) и участки следа, позволяющие судить о направлении движения (волочения) тела пострадавшего. Также фотографируются отброшенные, рассыпанные объекты, принадлежавшие пострадавшему (рассыпанные продукты, различные жидкости, отброшенная сумка, дипломат и т.п.). При фотографировании этих объектов имеют в виду, что их расположение всегда находится за местом наезда и может свидетельствовать о его локализации.

Следы, возникшие на одежде и обуви пострадавшего. Это могут быть следы удара по телу (одежде) пострадавшего: отпечатки ободков фар, облицовки радиатора, декоративных и иных деталей передней части ТС; следы в виде части окружности на брю­ках от обода колеса и т.п. Порезы осколками фарного рассеивателя, натяжение ткани, как результат волочения, наслоение гря­зи, краски ТС на одежде, следы переезда. Указанные следы удастся сфотографировать, если они достаточно хорошо выражены и могут быть сфотографированы на месте ДТП. Более детально их фотографируют в лабораторных условиях.