whatsapp viber +7 9147910313
Защита Ваших интересов


 
Главная страницаCвободный порт ВладивостокФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ к проекту федерального закона «О свободном порте Владивостока»

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ к проекту федерального закона «О свободном порте Владивостока»

1.     Сфера реализации

 

Реализация проекта федерального закона «О свободном порте Владивосток» (далее – законопроект) направлена на создание благоприятных условий для увеличения темпов социально-экономического развития Приморского края и Дальневосточного федерального округа посредством расширения масштабов трансграничной торговли; развития транспортной инфраструктуры и включения в глобальные транспортные маршруты; создания сети логистических центров с особыми условиями транспортировки, хранения и частичной переработки грузов; организации несырьевых производств, ориентированных на экспорт, а также – увеличения производств с высокой степенью добавленной стоимости; привлечения инвестиций и дальнейшей интеграции экономики России в систему международных экономических отношений стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

         Законопроектом определяются процессы ведения деятельности                            в границах свободного порта Владивосток, в том числе: управление территорией свободного порта Владивосток; правовое положение и общие условия деятельности резидентов свободного порта Владивосток; меры государственной поддержки предпринимательской и иной деятельности                            в целях создания благоприятной среды для привлечения инвестиций                         в объекты инфраструктуры  свободного порта Владивосток.

Для стимулирования инвестиционной активности резидентов свободного порта Владивосток законопроектом устанавливаются особые упрощенные режимы ведения предпринимательской, административной, инвестиционной деятельности, льготный налоговый и облегченный таможенный режимы.

 

 

2.     Финансово-экономический и статистический анализ текущей ситуации по решениям, предлагаемым к принятию                                      в законопроекте

 

Решения, предлагаемые к принятию в законопроекте, были обусловлены необходимостью обеспечить достижение ускоренных темпов экономического роста Приморского края и Дальневосточного федерального округа, посредством построения новой модели социально-экономического развития Дальнего Востока, основанной на экспорте в страны Азиатско-Тихоокеанского региона готовых товаров (работ и услуг); создании конкурентоспособного инвестиционного климата, активного вовлечения в производственный процесс свободного порта Владивосток конкурентоспособных территорий опережающего развития.

Анализ текущей ситуации показывает необходимость структурной трансформации экономики Приморского края для реализации решений, предлагаемых к принятию проектом настоящего федерального закона.                      В частности, по итогам 2013г. валовый региональный продукт Приморского края составил 575,6 млрд. руб. (порядка 20,5% в аналогичном показателе ДВФО); при этом, удельный вес сектора транспорта и связи составляет порядка 20,0%, оптовой и розничной торговли – 18,8%, обрабатывающих производств - 9,0%, сельского хозяйства и рыболовства – 4,2%.

По прогнозным оценкам реализации решений, предлагаемых                           к принятию проектом настоящего федерального закона, ожидается ускоренное развитие и повышение конкурентоспособности фундаментальных секторов экономики (обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, рыболовство и сельское хозяйство), что позволит перейти на более высокие технологические переделы с увеличенной добавленной стоимостью, расширить экспорт и нарастить капитализацию. В результате реализации проекта создания свободного порта Владивосток, даже незначительные изменения в структуре инвестирования в пределах 0,3-1,4% дают итоговый рост ВРП Приморского края в 1,6 раза к 2021 году. 

 

3. Оценка экономических последствий и экономический

эффект от реализации законопроекта

 

Для прогноза изменения показателей социально-экономического развития в результате создания cвободного порта Владивосток было реализовано несколько вариантов расчетов:

1) базовый расчет, основанный на многофакторной экономико-математической модели, построенной на основе модификации методики разработки стратегических (эконометрических) и динамических моделей для целей прогнозирования и формирования стратегии развития территорий, разработанной Институтом социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН, и производственной функции Кобба-Дугласа;

2) консервативный расчет с использованием мультипликаторов, рассчитанных на основе фактических данных о динамике и соотношении параметров функционирования прибрежных территорий с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона (Приложение № 1).

В рамках базового расчета использовалась многофакторная экономико-математическая модель, входными параметрами которой являлось допущение, что уже в первый год реализации проекта, ввоз комплектующих и полуфабрикатов будет увеличен на 10% от прогнозного уровня 2015, что повлечет за собой рост показателей «Выпуск в основных / рыночных ценах», «Количество новых резидентов» на уровне 3% от числа юридических лиц, действующих на территории Владивостокского городского округа; в пределах прогнозных значений от числа юридических лиц, действующих на территории других двенадцати муниципальных образований в границах свободного порта.

При соблюдении исходных условий и предпосылок, благоприятных для реализации проекта, ожидается достижение следующих положительных социально-экономических эффектов:

¾                   валовый региональный продукт Приморского края с учетом создания свободного порта Владивосток, составит к 2021г. – 1106,0 млрд.руб. (рост в 1,7 раза к 2015г.), к 2025г. – 1402,1 млрд.руб. (рост 2,2 раза к 2015г.), к 2034г. – 2157,7 млрд.руб. (рост 3,4 раза к 2015г.);

¾                   прирост ВРП Приморского края при условии реализации проекта по созданию свободного порта Владивосток - рост на 470,1 млрд.руб. к 2021г., рост на 766,2 млрд.руб. - к 2025г., рост на 1521,8 млрд.руб. - к 2034г.;

¾                   количество вновь созданных рабочих мест: 84,7 тыс.чел. - к 2021г., 169 тыс.чел. - к 2025г., 468,5 тыс.чел. – к 2034г.;

¾                  инвестиции в основной капитал, млн.руб. в текущих ценах - рост в 1,6 раза к 2021г; рост в 2,5 раза к 2025г., в 5,3 раз-  к 2034г.

¾                  прирост ВРП ДВФО к 2025г., при реализации проекта свободный порт Владивостока, может составить 1970,0 млрд.руб., до 34,0% .

При реализации закона «О свободном порте Владивосток», предполагаются расходы федерального бюджета, связанные с компенсацией выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов, в связи                     с применением пониженных тарифов страховых взносов в отношении налогоплательщиков – резидентов свободного порта Владивосток.

Исходя из исходных условий и предпосылок прогнозные расходы федерального бюджета, связанные с компенсацией выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов могут составить:

к 2021 году – 13 840 млн. руб.,

к 2025 – 31 716 млн. руб.,

к 2034 – 34 751 млн. руб.

При соблюдении выше заданных исходных условий, реализация закона «О свободном порте Владивосток» повлечет увеличение поступлений налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации:

к 2021 году в сумме – 32 950,49 млн. руб. (НДС, НДФЛ),

к 2025 году в сумме – 97 417,42 млн. руб. (НДС, НДФЛ),

к 2034 году в сумме – 530 146,32 млн. руб. (НДС, НДФЛ).

Для резидентов свободного порта Владивосток, предполагается получение дополнительных доходов, выраженных в снижении налогового бремени в связи с реализацией данного проекта.

В соответствие с разработанными законопроектами для резидентов свободного порта Владивосток предусмотрены действенные льготы и преференции:

а) по налогу на прибыль – в первые 5 лет применяется пониженная ставка не более 5% (в том числе 0% в федеральный бюджет, не более 5% в региональный бюджет); в течение 5 последующих лет - применяется налоговая ставка не менее 12% (в том числе 2% в федеральный бюджет, не менее 10% в региональный бюджет);

б) по налогу на имущество организаций – освобождение от уплаты налога.

в) по земельному налогу – освобождение от уплаты налога.

г) по отчислениям во внебюджетные фонды – понижение совокупных отчислений с 30% до 7,6%.

В таблице 1 представлены расчеты налогов и взносов. За 2015 год приведены действующие платежи, в последующих периодах представлены расчеты с учетом льгот и преференций. Наглядно представлено что в первые 5 лет экономия на налогах и взносах составит 10 копеек с каждого рубля полученной выручки. В последующие 5 лет экономия составит 9 копеек с рубля выручки

Таблица 1 – Суммы налоговых отчислений в бюджет и взносов во внебюджетные фонды в расчете на рубль выручки для действующих резидентов Свободного порта Владивосток (СПВ)

 

Налог на ПО

0,05

0,02

0,03

0,05

НДС

0,13

0,13

0,13

0,13

Отчисления во внебюджетные фонды

0,07

0,02

0,02

0,07

Налог на имущество

0,01

0,00

0,00

0,00

Земельный налог

0,004

0

0

0

Итого налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды

0,26

0,16

0,17

0,24

Сумма экономии в сравнении с действующей системой налогообложения

 

0,10

0,09

0,02

 

Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с реализацией федерального закона «О свободном порте Владивосток» не предполагаются, так как финансовое обеспечение размещение объектов инфраструктуры территории свободного порта Владивосток планируется осуществлять за счет средств резидентов свободного порта Владивосток.

Принятие федерального закона «О свободном порте Владивосток» не приведет к снижению существующей налогооблагаемой базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и снижению их собственных доходов, так как нормы законопроекта будут действовать в отношении юридических и физических лиц, вновь зарегистрированных в качестве резидентов свободного порта Владивосток.

 

 

Приложение № 1

 

Консервативный расчет макроэкономических эффектов создания свободного порта Владивосток

1. В соответствии со Стратегией развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года, разработанной ФГУП «Росморпорт», к 2030 году грузооборот портов ДФО увеличится в 2 раза. При этом грузооборот практически соответствует пропускной способности портов.

Исходя из этого был спрогнозирован грузооборот портов юга Приморского края, которые войдут в территорию свободного порта Владивосток. Он составит 326,72 млн. тонн в год. В настоящее время их грузообоорот составляет в сумме 160,79 млн. тонн в год. Разбивка по отдельным портам:

Наименование морского порта

Пропускная способность грузовых терминалов (тыс.тонн в год)

наливные

сухие

контейнеры (тыс.TEU)

т контейнеры (переведены тыс. TEU в тыс. тонн)

Итого, тыс.тонн

Владивосток

2 002,5

8 409,0

342,0

7 387,2

17 798,7

Восточный

1 600,0

36 535,8

3 257,2

70 355,5

108 491,3

Зарубино

 

1 082,0

10,0

216,0

1 298,0

Находка

7 360,0

13 427,7

459,0

9 914,4

30 702,1

Посьет

 

2 500

 

 

2 500,0

Итого порты юга Приморского края

 

 

 

 

160 790

 

 

Таким образом, прирост грузооборота (и, соответственно, требуемой пропускной способности) портов, включаемых в территорию свободного порта Владивосток, составит, исходя из указанного, 166 млн. тонн в год.

2. В целях прогнозирования макроэкономических эффектов от введения режима свободного порта Владивосток в качестве целевой модели были использованы лучшие территории с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности, драйвером развития которых были и остаются морские порты восточного побережья Китая. Существенную роль в их развитии сыграла непосредственная близость к порту с возможностью экспорта товаров. В настоящее время на экспорт приходится около 70% производимой на этих территориях продукции. Преимущественно это территории (и порты) на северо-востоке КНР, которые являются во многом конкурентами (по привлечению грузов и инвесторов, которые локализуют производство в прилегающих специальных территориях с особым режимом деятельности) для рассматриваемых территорий и портов юга Приморского края, на которые предполагается распространить режим свободного порта Владивосток.

В ходе исследования была выявлена высокая корреляция производимой добавленной стоимости резидентами таких территорий Китая с грузооборотом прилегающих портов, которая иллюстрируется следующей диаграммой на примере лучшей (по национальному рейтингу КНР)- Тяньцзинской зоны экономического развития (TEDA):

На основе фактических данных был рассчитан мультипликатор, отражающий указанную зависимость, - ВРП резидентов территории с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности/грузооборот прилегающего порта:

Коэффициент "ВРП резидентов зоны/грузооборот порта":

площадь зоны, га

8 100

2 000

1 250

1 000

 

ВРП зоны, долл. США

31 477 724 446

19 793 161 463

17 126 451 954

13 050 291 124

 

контейнерооборот порта, TEU/год

11 500 000

10 000 000

12 000 000

2 000 000

 

грузооборот порта, т/год

453 000 000

100 000 000

90 900 000

200 000 000

 

суммарный грузооборот порта (грузы+контейнеры)

701 400 000

316 000 000

350 100 000

243 200 000

 

источник информации

china-trade-research.hktdc.com/b ... 09RN03.htm, en.wikipedia.org/wiki/Port_of_Tianjin

china-trade-research.hktdc.com/b ... 09RITP.htm, www.worldportsource.com/ports/co ... an_238.php

china-trade-research.hktdc.com/b ... 09RP7Q.htm, www.whatsonjinan.com/news_msg.ph ... t-capacity

china-trade-research.hktdc.com/b ... 09RMIO.htm, en.wikipedia.org/wiki/Port_of_Yantai, www.worldportsource.com/ports/co ... i_2217.php

 

ВРП резидентов/грузооборот порта в тоннах (с учетом контейнеров)

44,9

62,6

48,9

53,7

53

 

 

Таким образом, прирост грузооборота порта на 1 тонну в год в эффективных территориях с особым режимом деятельности, основанных на использовании возможностей портовой инфраструктуры, приводит к приросту добавленной стоимости на таких территориях на в среднем 53 долл. США продукта резидента такой территории.

То есть, спрогнозированный выше прирост грузооборота портов, входящих в территорию свободного порта Владивосток, к 2030 году может привести к созданию добавленной стоимости резидентов в сумме 8,72 млрд. долл. США/год. С учетом того, что, исходя из сложившейся практики, на 1 руб. продукции резидента приходится еще 0,5 руб. стоимости продукции нерезидентов, связанных с его деятельностью (поставщики товаров и услуг и т.д.), то общий прирост ВРП может составить 13 млрд. долл. США в год, что на 72% выше, чем показатель ВРП всего Приморского края за 2013 года (575,6 млрд. руб., переведено по среднему курсу ЦБ РФ в 2013 году 31,1 руб./долл. США).

3. Для прогнозирования величины инвестиций, которые могут быть привлечены в территории свободного порта Владивосток также были использованы как ориентир лучшие аналогичные припортовые территории Китая:

Наименование территории экономического развития КНР

Накопленные привлеченные инвестиции резидентов Зоны, млрд. долл. США

Годовая добавленная стоимость в Зоне, млрд. долл. США

Мультипликатор "ВРП/инвестиции"

Источник информации

Tianjin Economic-Technological Development Area (TEDA)

77,01

31,48

0,41

en.investteda.org/download/Annua ... t/2011.pdf

Dalian Development Area (DDA)

26,83

13,75

0,51

english.dda.gov.cn/Business/AboutDDA/FigureFact/

Guangzhou Development District

58,62

30,89

0,53

eng.luogang.gov.cn/public/opwin_ ... 9&id=13759

Kunshan Economic and Technological Development Zone

36,5

19,83

0,54

china-trade-research.hktdc.com/b ... 09RHUR.htm

Среднее значение

 

 

0,5

 

 

 

Таким образом, прирост ВРП на 13 млрд. долл. США будет обеспечен привлечением прямых инвестиций (в основной капитал) в объеме 17,5 млрд. долл. США.

 

4. При этом объем инвестиций в портовую инфраструктуру был рассчитан исходя из конкретных инвестиционных проектов, в том числе на территории Дальнего Востока (и конкретно юга Приморского края):

Порт в бухте Пяти Охотников, Шкотовский район Приморского края

19 300

20,0

965

port-valentina.com/Presentation_Russian.pptx

Портовая инфраструктура зоны Советская Гавань, Хабаровский край

25 620

35,8

716

minec.khabkrai.ru›sites/default/files/rus.pdf (оптимистичный вариант)

Портовая инфраструктура в бухте Троицы (Зарубино)

29 096

67,1

433

Бизнес-план инвестиционного проекта мультимодельного транспортно-логистического комплекса "Зарубино" в бухте Троицы

Портовый комплекс Усть-Луга, Ленинградская область

208 380

83,9

2 485

www.ust-luga.ru/upload/137568653 ... et2012.pdf

Терминал в заливе Стрелок, Приморский край

17 500

 

 

Материалы проекта

Терминал в бухте Суходол

18 000

20,0

900

Материалы проекта

Морской терминал в заливе Восток (Приморский край)

21 000

7,2

2 917

материалы проекта ВНХК

Терминал в порту Ванино, бухта Мучке, Хабаровский край

33 483

24

1 395

Материалы проекта

Строительство морского терминала в районе бухты Пестрая Дресва, Магаданская область

11 000

8

1 375

материалы проекта ООО «Восточная Горнорудная Компания»

Создание глубоководного морского терминала о. Сахалин, район мыса Изыльметьево

18 000

10

1 800

материалы проекта ООО «Восточная Горнорудная Компания»

Среднее значение

 

 

1 443

 

 

 

Таким образом, среднее значение составляет 1443 руб./тонну пропускной способности. То есть, для обеспечения прироста грузооборота на 166 млн. тонн в год потребуется около 7,5 млрд. долл. США инвестиций в портовую инфраструктуру. Прогнозируется, что это будут преимущественно частные инвестиции.

5. Для определения количества новых создаваемых высокопроизводительных рабочих мест был проведен анализ упоминавшейся выше Тяньцзинской зоны экономического развития. В частности, был проведен расчет того, сколько инвестиций вложено в создание одного рабочего места и указанный показатель применен для прогнозирования количества рабочих мест на территориях свободного порта Владивосток:

Tianjin Economic-Technological Development Area (TEDA):

Количество рабочих мест в TEDA

484 796

чел.

Привлеченные инвестиции в основной капитал резидентов TEDA

77 013 592 740

долл. США

Годовая добавленная стоимость в TEDA, млрд. долл. США

31,48

долл. США

Инвестиции в создание одного рабочего места

158 858

долл. США привлеченных инвестиций/рабочее место

Источник информации

en.investteda.org/download/Annual_Report/

 

 

Таким образом, осуществление 17,5 млрд. долл. США инвестиций в свободном порту Владивосток приведет к созданию 110 196 рабочих мест к 2030 году.

Таким образом, макроэффекты введения режима свободного порта Владивосток к 2030 году, полученные в рамках расчета консервативному сценарию, представлены в следующей таблице:

Показатель

Значение

Единица измерения

инвестиции резидентов свободного порта Владивосток

17,5

млрд. долл. США

ВРП резидентов свободного порта Владивосток

8,7

млрд. долл. США

ВРП нерезидентов, но создаваемый благодаря существованию СПВ (мультипликативный эффект)

4,4

млрд. долл. США

Рост ВРП Приморского края за счет резидентов и

к показателю ВРП края в 2013 году

72%

%

Количество новых создаваемых рабочих мест

110 196

чел.

Инвестиции в портовую инфраструктуру

7,5

млрд. долл. США

Прирост грузообоорота портов территории юга Приморского края, включаемых в территорию свободного порта Владивосток

166

млн. тонн в год